Роберт Шекли, пролежав в киевской больнице ровно месяц, вернулся в США

Американский фантаст Роберт Шекли сегодня улетел в США. Когда на носилках из центрального входа клиники “Борис” вынесли самого Шекли, никто не сдерживал возгласов восхищения — засыпающий под действием лекарств 76-летний писатель несколько раз приветственно взмахнул рукой. Волосы Шекли были растрепаны, а на лице сияла блаженная улыбка. Писатель, несмотря на жару укрытый теплыми больничными одеялами в полоску, жмурился от яркого солнца и не производил впечатление тяжелого больного — если бы не носилки и машины скорой помощи, можно было подумать, что Шекли находится в полуденной полудреме. Сопровождающие фантаста врачи носились взад-вперед с багажом писателя, а его близкий друг и тоже писатель Саймон Гэндольфи и дочь Шекли Аня подбадривали фантаста и даже в шутку просили его попозировать перед камерами.

Как рассказал президент клиники “Борис” Михаил Радуцкий, транспортировка обошлась в $57 896, а лечение в клинике стоило принимающей стороне 89 тыс. гривен. Ночь и утро перед отлетом Шекли дышал без аппарата искусственной вентиляции легких, но с помощью кислородной ингаляции — писатель постоянно получает кислород. Шекли уже ест самостоятельно, в основном, йогурты и каши. По словам Радуцкого, писатель с утра даже смог поболтать со своим близким другом Саймоном Гэндолфи о местном пиве. Но хотя кризис позади, о выздоровлении говорить рано.
— Гноя в легких у Шекли уже нет. Сейчас у него обструктивный бронхит — это когда бронхи теряют эластичность и не сокращаются, вот почему он не дышит самостоятельно. Шекли не дышал нормально еще до болезни, выкуривая при этом четыре пачки сигарет в день. Пневмония спровоцировала то, что бронхи вообще не участвуют в процессе дыхания, но сейчас ему каждый день становится чуть легче. Честно и откровенно, такие больные обычно не выживают. Тут, я считаю, нам, в первую очередь, Бог помогает — он вышел из кризиса. С его состоянием даже сегодня давать прогнозы больше, чем на один день вперед нереально. Но если он не умер 2—3 мая, когда был самый кризисный период, то я надеюсь, что он вытянет, — поделился опасениями и надеждами врач.

Мы успели пообщаться с Аней Шекли перед тем, как ее отца перенесли из клиники в специально оборудованную машину, следующую в аэропорт. Аня нервно курила (судя по всему, она не менее заядлый курильщик, чем отец) и то и дело отряхивала от пепла свои джинсы.
— Вы чувствуете, наконец, облегчение?
— Огромное. Я разговаривала со своим отцом сегодня, он безумно счастлив, что возвращается домой. До последнего момента он не очень-то нам верил, потому что каждый день мы с Саймоном кормили его обещаниями — “скоро домой, скоро домой”… Сейчас уже поверил.
— Мы знаем Шекли как писателя, а какой он отец?
— О, черт. Сложный вопрос. Без комментариев… (Судя по всему, в семье Шекли далеко не идиллические отношения).
— Какое впечатление сложилось об Украине?
— …Милые люди, Киев — прекрасный город. Я хотела бы вернуться сюда при лучших обстоятельствах, хотела бы увидеть соборы, музеи. Вы понимаете, у меня не было времени для всего этого в этот раз. А больницы — они повсюду одинаковые.

Шекли в сопровождении двух врачей вылетел в специальном санитарном самолете во Франкфурт из аэропорта “Борисполь”, а оттуда — в Нью-Йорк, рейсовым самолетом “Боинг 747″с оборудованной медицинской кабиной на борту. В Нью-Йорке его ждала амбулаторная машина больницы “Mount Sinai”. В полете фантаст находился в состоянии медикаментозного сна и дышал при помощи аппарата искусственного дыхания. Дочь Шекли Аня присоединилась к отцу уже во Франфурте — из Киева вслед за Шекли она вылетела рейсовым самолетом. В киевской больнице Роберт Шекли лечился ровно месяц — попав в нее 27 апреля.