Съев “Докторской”, позвоните доктору

Съев Докторской позвоните доктору

В споре производителей и потребителей колбас государство приняло сторону первых: еще минимум полгода нас будут пичкать мясными отходами. Те, кто еще помнит еще вкус советской «Докторской», теперь не могут понять, чем завалены наши прилавки. Но на старую добрую колбасу это «нечто» явно не похоже. Если хочется почувствовать вкус мяса, придется выложить за килограмм не менее 60 грн. Да и то в такой продукции минимум половина — непонятная субстанция.

На упаковке заводской колбасы можно прочитать весь перечень составляющих. Но нигде не указано процентное соотношение, например, мяса и сои. На этикетке только значится, что они используются. О содержимом не принято говорить ни в супермаркете, ни на базаре, в чем я убедился лично, вогнав в ступор продавщицу колбасного отдела одного из столичных супермаркетов вопросом, из чего сделана «Детская». Она долго крутила палку в руках, наверное, пытаясь прочитать ее мысли.

Потом перебирала какие-то бумаги под столом, но и там, увы, на мой вопрос ответа не нашлось. Тем временем за мной собралась огромная очередь, поэтому продавец просто нахамила мне и посоветовала «самым умным» звонить на завод. Кстати, номер телефона завода никто сказать не смог. Впрочем, и на самом предприятии на эту тему говорить отказались, мол, у нас все указывается на упаковке.

На вкус определить наличие мяса в колбасе тяжело. А вот красители чувствуются на языке, несмотря на то что килограмм «Детской» стоит более 40 грн. Другие колбасные изделия в ценовой категории до 50 грн ничуть не лучше. Поэтому для граждан среднего достатка выбора особо и нет.

Конечно, можно пойти на ближайший рынок и купить там изделия домашнего приготовления. Правда, такой поход за продуктами можно сравнить разве что с лотереей. Все-таки магазинный продукт проходит специальную проверку. А на некоторых рынках за несколько десятков гривен можно получить соответствующие сертификаты о пригодности к употреблению. Мало кто из сотрудников санитарных служб обращает внимание на то, из чего этот продукт изготовлен, что он уже несколько часов находится под солнцем и начал издавать «интересный» запах. Внимательные покупатели, наверное, обращают внимание, что некоторые витринные холодильники на рынках, в которых хранятся сыры и колбасы, выключены— продавцы пытаются экономить на электричестве. Но, увы, это идет не на пользу здоровью покупателей.

Колбаса — одно название

Согласно результатам исследований украинских колбасных изделий, которое проводил Институт экогигиены и токсикологии им. Медведя в 2008 г., сосиски в полимерной оболочке на 45% состоят из эмульсии и на 25% — из соевого белка. Мяса в таких сосисках всего 7%, мяса птицы — 15%. Все остальное — мука, крахмал и вкусовые добавки. Сардельки же на 35% состоят из эмульсии, на 30% — из соевого белка, на 15% — из мяса, на 10% — из мяса птицы. В вареной колбасе эмульсий и соевого белка всего лишь по 25%, мяса — 10%, мяса птицы — 30%.

Такую информацию невозможно увидеть на упаковке продукции. Но в любом случае человек может потребовать у продавца предъявить все необходимые документы о составе колбасы. Однако торговцы на базаре могут даже «послать» в ответ на такую просьбу. А в больших супермаркетах продавцы слишком заняты, чтобы искать бумаги. Так и получается, берешь неизвестно что или остаешься без мясного. Хотя все должно быть по-другому.

— Любой покупатель имеет право попросить сертификат соответствия на этот продукт. Не предъявить его магазин просто не может. В самом же сертификате можно найти, кто давал разрешение. А уже потом можно обратиться к изготовителю и узнать, из чего же она сделана. И лишь затем — в управление

по защите прав потребителей. Тем более, что практически всегда вся информация, указанная на упаковке, не соответствует той, которую имеют лаборатории, проводившие сертификацию. А это нарушение, — рассказал председатель Общества защиты прав потребителей «Закон» Вячеслав Андрющенко.

Желающих искать правду у нас мало. Возможно, это связано с тем, что люди просто привыкли к такому вкусу и считают ситуацию вполне закономерной. Мы жалуемся на высокие цены, но уже забыли, когда в последний раз обращали внимание на качество продукта.

Однако производители мясопродуктов не разделяют подобный оптимизм и уверяют, что такие стандарты существенно не изменят вкус колбас, зато поубавят денег в наших кошельках.

— После вступления в силу новых стандартов цена на колбасные изделия очень сильно поднимется, поскольку, к примеру, колбаса высшего сорта должна состоять на все 100% из мяса. Сказать, насколько вырастет стоимость, сложно.

Но можно подсчитать, взяв во внимание цену на обычное мясо, работу по изготовлению колбасных изделий, наценку супермаркетов и так далее. Хотя не думаю, что колбаса станет вкуснее и качественнее, поскольку, положа руку на сердце, я могу с уверенностью сказать, что у нашей компании она, в своей ценовой категории, одна из самых качественных, — похвасталась директор отдела качества компании «Тульчинмясо» Людмила Сепченко.

Колбасе — одинаковый вкус!

Вернуть давно забытый вкус решило государство. Госпотребстандарт издал приказ, в соответствии с которым с 1 августа должны были вступить в силу новые национальные стандарты на содержание мяса в колбасных изделиях. Однако производители, мягко говоря, не обрадовались. Действительно, выгоднее делать колбасы из мясных отходов и продавать по баснословным ценам, чем выпускать качественный продукт за те же деньги. Производители начали ссылаться на то, что им не хватит времени, чтобы закупить новое оборудование и перейти на изготовление колбаски по новым стандартам. Очевидно, такие аргументы все же заставили чиновников пойти навстречу отечественному производителю мяса. Введение новых стандартов перенесли на 1 апреля 2009 г.

— После того как в начале июля после обращения Минагрополитики мы перенесли вступление в действие новых стандартов на август 2008 года, к нам поступило около 20 обращений от производителей колбасы с просьбой перенести вступление в силу стандартов на 1 апреля 2009 года. Такие же обращения поступали к нам и из Кабмина. Свою просьбу производители аргументировали тем, что их документация не соответствует новым требованиям и практически нереально в такой короткий срок технически перестроиться, — рассказали в пресс-службе Госпотребстандарта.

По словам сотрудников одного из киевских мясокомбинатов, чтобы работать по новым стандартам, нужны более современные лаборатории. Кроме того, даже упаковка должна измениться. Если сейчас одной только «Докторской» можно насчитать с десяток видов, то со вступлением в силу новых стандартов колбаса должна называться «Докторская ДСТУ», и ничего лишнего быть не должно. Все это обойдется предпринимателям не в один десяток тысяч долларов.

Почему не так, как раньше?

До 90-х годов колбаса изготовлялась строго по ГОСТам и, соответственно, везде была одинаковой на вкус. Со временем производители мяса начали работать по техническим условиям, которые каждый придумывал сам и скрывал их за «семью печатями», прикрываясь технологическими секретами. Вот и получается, что та же «Докторская» в разных магазинах отличается по вкусу. Новые же стандарты предусматривают четкую рецептуру определенного вида колбас для каждого производителя. Они будут обязаны указывать на упаковке точное процентное соотношение ингредиентов. Однозначно, нововведение на руку украинским потребителям — мы хотя бы будем знать, что пытаются нам продать.

— Чаще всего колбасу выбирают по запаху и цвету, чтобы был ярче, — говорит Тамара, продавщица одного из столичных рынков. — Только вот настоящая колбаска имеет и запах не такой резкий, и цвет немного сероватый. В основном покупатели ориентируются на цену. Хотя и она не всегда может быть хорошим показателем. Такую колбаску даже поджарить нормально нельзя — она превращается на сковородке в кашу. Вся она практически доверху напичкана соей.

Если все пойдет так, как задумано, колбаса обретет «вторую жизнь» — доля заменителей и разных добавок не будет превышать 20-30%. Все остальное — чистое мясо! Правда, как отмечают эксперты, в таком случае колбаса не может стоить дешевле. Так что, получив качественный продукт, мы увидим на прилавках магазинов более высокие цены.

Андрей Дарчин
[ оригинал ]