Недуги из-под крана

Недуги из-под крана

Болезни щитовидки, почек, дизентерия — это лишь короткий перечень заболеваний, которые рискуем подхватить, “злоупотребляя” водой из-под крана. В наших трубопроводах “живет” чуть ли не вся таблица Менделеева. Более того — власти настаивают, чтобы этой отравой поили детей в садиках.


По закону детские сады и школы, где вода не отличается качеством, должны обеспечиваться привозной водой за счет местных бюджетов. Однако власти не спешат помогать детям — вот уже два года в селе Поречье Краснодонского района Луганской области местные бюрократы всячески препятствуют тому, чтобы малышам поставлялась чистая вода. «Новая» попыталась разобраться, что является тому причиной.

Бомба замедленного действия

Проверка воды, проведенная в 2007-м в Поречье санстанцией, показала повышенное содержание нитратов и нитритов, что чревато метгемоглобинемией у детей. Мало того — по словам Анатолия Докашенко, главного государственного врача Луганской области, регион занимает передовые места по превышению содержания в воде разных видов солей, а также по уровню заболеваний почек, сердца и печени.

Метгемоглобинемия — заболевание, вызывающее кислородное голодание. Вследствие этого в жизненно важных органах развиваются необратимые изменения. Наиболее чувствительны к кислородной недостаточности центральная нервная система, сердце, почки, печень.

Узнав о заключении санстанции, заведующая детсадом «Зайка» Елена Долотинова отказалась поить малышей химикатами. Она начала добиваться заключения договора с горводоканалом на поставку воды для садика, хотя власти были против. Однако некоторое время воду в ясли все-таки завозили. Как только заведующая ушла в отпуск, водообеспечение сразу прекратилось.

— Я не могла поверить, что можно так вот просто закрыть глаза на такую проблему. Это же наши дети! — недоумевает Елена Анатольевна. — Чего я ни делала — и просила, и скандалила. Результат — ноль. Тогда мы стали покупать воду за свои деньги.

У председателя сельсовета Владимира Журбина на сей счет совсем другое мнение: он полагает, что вода для детей абсолютно безопасна. Даже несмотря на все доводы специалистов.

— Не понимаю, зачем устраивать истерию на пустом месте, — негодует председатель. — В селе никто ничем не болеет!

Действительно, пока Управление здравоохранения Краснодонского района не фиксировало вспышек заболеваний, причиной которых стала бы непригодная для питья вода. Однако это еще ничего не значит. Как рассказали «Новой» в Управлении, нитриты, по сути, — медленно действующий яд, который накапливается в организме, постепенно отравляя его.

— Я была на собрании, когда Журбин в присутствии работников сельской администрации и садика заявил, что вода хорошая и пить ее можно. Объяснил, что «это указание свыше». У меня ребенок ходит в этот сад. Я бы никогда не смогла закрыть глаза на заключение санэпидстанции, — призналась «Новой» Оксана Иванова, повар детсада «Зайка».

Кара за гласность

Долотинова написала заявление в санэпидстанцию об отсутствии в детском учреждении воды надлежащего качества. СЭС, проведя проверку, привлекла к административной ответственности председателя Пореченского сельсовета за нарушение санитарного законодательства. Но после этого началась травля заведующей.

В садик пришли с проверкой якобы из Контрольно-ревизионного управления Краснодона. Долотиновой прямым текстом сказали, что «нужно немножечко прогнуться, иначе «Зайку» проверками замучают». Проверяющие обнаружили нехватку одного килограмма сливочного масла, и на основании акта КРУ заведующей был объявлен выговор. Однако злополучное масло сразу же нашлось — продукт по договоренности хранился у поставщика.

— Через прокуратуру мы выяснили, что никакого направления КРУ Краснодонского управления не выдавало, — делится с «Новой» Елена Анатольевна. — Это была инициатива райгосадминистрации на основании анонимки от кого-то из родителей. Которую, кстати, никому так и не удалось лицезреть.

В течение двухлетней «войны за воду» Елена Долотинова четыре раза попадала на нервной почве в больницу. Прессинг не прекращался ни на день. Но старания заведующей не пропали даром — сейчас дошколята в селе пьют здоровую воду. Все-таки удалось заставить чиновников выполнять свои прямые обязанности. Также сельсовет побеспокоился установить фильтры на воду. Хотя СЭС все же не замечает особой эффективности работы таких фильтров.

Возникает вопрос: почему все-таки сельсовет игнорирует проблему питьевой воды в детском саду? В связи с чем такая реакция? Возможно, местный бюджет чудесным образом обеднел в чью-то пользу… А ведь если бы заведующая послушалась намеков и не делала «из мухи слона», пили бы малыши нитритную водичку, приобретая болячки.

P . S . На этом история не заканчивается. Давление на Долотинову продолжается и поныне. В детский садик все чаще стали наведываться с проверками. А все потому, что вынесла сор из избы — история просочилась в прессу. Интересно, что же творится в других детсадах, где работают более лояльные заведующие?..

Эксперт

Владислав Гончарук, директор Института коллоидной химии и химии воды:

— Нитриты попадают в воду через грунт, когда их вносят на поля как удобрение. В природной воде таких химических соединений нет. Проблема питьевой воды касается не только Луганской области, но и всей Украины. Та вода, которая течет из кранов, поступает из поверхностных вод и не может быть питьевой. В прошлом году Кабмин принял решение о разработке принципиально новых стандартов на питьевую воду — ведь она достаточно токсична. Вот в США на официальном уровне принято решение рекомендовать людям с ослабленным иммунитетом употреблять воду исключительно из бутылок.Нам тоже следовало бы обратить внимание на проблему. Я давно уже предлагал устанавливать очистительные мини-сооружения при детских садиках, школах, больницах. Но пока власть никак не реагирует.

А как у других?
С депутатов по копейке — детям чистая вода

Похожая ситуация сложилась и в селе Большая Корениха в пригороде Николаева, только вот финал,

к счастью, совершенно другой. Корениховское дошкольное учреждение фактически ничем не отличается от пореченского. Разница лишь в том, что в данном случае заведующей не пришлось отстаивать здоровье детей ценой собственного,а местная власть не рассказывала сказки о том, как полезна химия.Раньше в селе был природный родник, из которого брали целебную воду.Но расположившаяся неподалеку свалка «обогатила» воду вредными элементами, и санэпидстанция запретила ее к употреблению.Вода не соответствовала по многим показателям госстандарта по бактериологии, нитратам, сухому остатку, жесткости и другим параметрам, — поведал «Новой» главный государственный санитарный врач Николаева Василий Ганусовский. — Все это могло грозить разными заболеваниями, включая кишечные инфекции и заболевания почек. Поэтому в детском саду «Зироньки» и школе № 23 были установлены очистительные бюветы. Такое сооружение занимает небольшую комнату и стоит 300 тысяч грн. На бюветы сбрасывались, как говорится, всем миром: и Управление образования городского управления помогло, и мэр, и депутаты.Чего только мы ни делали с водой: и кипятили, и хлорировали. Какое-то время даже покупали, но это очень дорого. Теперь поставили нам очистительное сооружение. Вода на вкус очень приятная, — рассказывает Галина Голышева, заведующая детским садом «Зироньки». «Новая» позвонила в Департамент общеобразовательного и дошкольного образования, чтобы как-то поспособствовать урегулированию ситуацию в Краснодонском районе.Но нам ответили, что денег на «поездки» и разбирательства нет. Да и все равно дело перепоручат местным.Так что легко предсказать ход дальнейших событий, особенно если изначально фигурируют луганские представители.

ГДЕ ЖЕ ВЫХОД?

Вячеслав Прокопов, завлабораторией гигиены водоснабжения Института гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева, уверяет, что 80% всех болезней напрямую связано с качеством употребляемой воды.

— Яркий пример: на Полтавщине содержание нитратов в воде достигает 600 мг/л, в то время как не должно превышать 45 мг/л. Каждая четвертая проба воды не соответствует стандартам. Да и стандарты уже не отвечают времени. Нормы разрабатывались еще при Союзе,

и в них лишь 28 показателей контроля. Мы же в 1997 г. разработали новые стандарты, включающие 56 показателей. Однако водоканалы продолжают пользоваться устаревшим ГОСТом.

Пока единственный выход — ставить доочистительные сооружения.

[ оригинал ]