Чем недовольны Angry Birds

Angry Birds

Что бы там ни говорили, а компьютерные игры большую часть времени интересуют сравнительно узкую группу лиц, которые, в свою очередь, отдают предпочтение каждый своим титлам. История помнит совсем немного примеров массовой истерии по какой-либо одной игрушке (Тетрис, Doom, Симсы?), но тем интересней происходящее сейчас на наших глазах. Попросите первого встречного назвать пришедшее в голову название — и в восьми случаях из десяти вы услышите Angry Birds. Мир кажется сошёл с ума: «птичья» эпидемия не признаёт ни возрастов, ни пола, ни языковых барьеров.

Автор интернационального хита Angry Birds — финская компания Rovio Mobile. Сегодня там трудятся, по разным данным, от пятидесяти до ста человек. А начинали они в 2003 с трёх студентов, встретившихся на знаменитой демо-пати Assembly. Микроигра, написанная тогда ребятами, стала победителем в своей номинации и позже была продана на сторону, а её создатели решить основать собственный бизнес.

Первые годы Rovio писала на заказ, в основном для телефонов Nokia, и хоть штат был расширен до 25 сотрудников, а среди заказчиков числились имена вроде Electronic Arts, наёмный труд едва позволял сводить концы с концами. Решить проблему мог собственный успешный проект и, чтобы высвободить рабочие руки, Rovio стала сокращать число контрактов. К моменту, когда родилась идея Angry Birds, компания выпустила полсотни игр.

“Весной 2009, на обсуждении очередного списка идей, один из художников явил коллегам набросок забавного существа. Это было лишённое ног и крыльев пернатое создание, всем своим видом выражающее недовольство. Вообще-то коллектив намеревался строить новую игру, опираясь на заготовленный набор правил, но рассерженное птицеподобное сразило всех наповал — и правила были посланы к чёрту!”

Новая игра выросла вокруг персонажа. Чем может быть недовольна птица? Ну конечно, кто-то пустил её кладку на яичницу. А кто мог это сделать? Тогда как раз свирепствовал свиной грипп, так что думать долго не пришлось. Тем более, что в подборке эскизов отыскалось нечто, напоминающее хряка. Десять человек трудились над проектом на протяжении девяти месяцев, и в декабре состоялся релиз.

Angry Birds стала первым проектом Rovio для платформы iOS — и разработчики не прогадали. Меньше чем за сутки игра вышла на первое место по продажам в Финляндии, через пару месяцев в Англии, немедленно после этого — в США. Не считая харизмы главных героев, формула успеха здесь та же, что и у сотен конкурирующих разработок: легко, смешно и дёшево. Копия стоит доллар, приступить к игре каждый может уже спустя несколько секунд после старта, а головоломки на уровнях и усложняющийся геймплей помогают не терять интерес тем, кому мало одного только движения.
Лицом Angry Birds на публике служит Питер Вестербака. В Rovio он главный бизнес-стратег, на людях – харизматичная личность с потрясающим чувством юмора. Себя он называет просто: единственный из Птичек, у кого ещё остались яйца.

За полтора года Rovio выпустила три редакции «Птичек» (среди них Rio, по мотивам одноимённого мультфильма) и адаптировала её для персоналок и нескольких мобильных платформ. Сделан даже бесплатный HTML5-вариант, играбельный, в частности, в браузере Google Chrome. В результате к настоящему моменту детище Rovio удерживает абсолютный рекорд Apple App Store как самое продаваемое приложение (275 дней на вершине), а общее количество разошедшихся по миру копий недавно перевалило за 200 миллионов. Со дня на день должна появиться Facebook-версия с имплантированными социальными функциями, которая несомненно ещё расширит круг поклонников.

“Считается, что лучшим сценарием роста для мелкой компании, «поймавшей волну», является продажа, переход под крыло более крупного игрока. Так поступила, к примеру, австралийская Firemint, прогремевшая недавно с хитом Flight Control (см. «Как сделать миллион на игре для смартфона и где российские casual-миллионеры?»). Послужной список финских гейммейкеров мало чем отличается от австралийских коллег, но они избрали свой путь.”

В первые месяцы после ставшего легендарным релиза, Rovio зарабатывала на своём продукте так же, как все. Помимо собственно продаж игры, доход приносила реализация товаров внутри неё, плюс реклама. Однако стремительный взлёт позволил пересмотреть коммерческую сторону вопроса.

Angry Birds стал брэндом и создатели решили выйти за узкие рамки собственно игр, построив на нём франшизу. Простейшие примеры эксплуатации новой марки можно лицезреть в собственном веб-магазинчике Rovio, где продаются футболки/шлёпанцы/чехлы, стилизованные под птичью тематику. И это только начало: компания агрессивно пытается лицензировать своё пернатое семейство, взяв за образец для подражания стратегию Диснея и Hello Kitty.

Лицензионно чистые плюшевые копии героев Angry Birds уже штурмуют полки магазинов. Начиная с мая Mattel продаёт одноимённую настольную игру для отдыха всей семьёй. Ведутся переговоры о, либо уже запущены съёмки мультсериала по мотивам приключений компьютерных персонажей. Десятки других партнёрских идей вынашиваются и реализуются Rovio пока ещё за закрытыми дверями.

А на повестке дня — мировое господство, не меньше: в три года отцы Angry Birds надеются стать владельцем самого узнаваемого развлекательного брэнда на планете. И, по словам руководителя компании, Михаеля Хеда (Mikael Hed), он удивится, если через 10 лет в мире не будет хотя бы одного парка развлечений, выстроенного вокруг Angry Birds.

Рассерженные птички показали себя в деле — и неудивительно, что инвесторы верят им. В прошлом году компания заработала чистыми меньше 5 миллионов евро. В текущем надеется выручить минимум пятьдесят. Облегчить расширение помогут полученные в марте 42 миллиона долларов от группы венчурных инвесторов, возглавляемой Accel Partners (участвует также в Facebook и Groupon) и присутствующий теперь в совете директоров легендарный Никлас Зеннстром, сооснователь Skype и Kazaa.

Но финнам повезло не только с идеей и инвесторами. Им очень повезло с моментом. Ещё пять лет назад рынок казуальных игр (см. всё ту же «Как сделать миллион…») существовал только на бумаге. Сегодня это один из самых быстрорастущих сегментов индустрии электронных развлечений.

Добавьте к этому витающий в воздухе настрой на вторую революцию дот-комов (см. «На биржу вышла LinkeIn. Второй бум дот-комов начался?») и вы поймёте, откуда взялась дикая на первый взгляд идея вывести Rovio на биржу NASDAQ. Если компания подсуетится и всё сделает правильно, у неё есть шанс оседлать волну. И Хед очевидно торопится: в марте он называл в качестве срока возможного IPO пять лет, а в интервью на днях прозвучала уже цифра два года.

Примечательно, что факт наличия в резюме Rovio полусотни безвестных игрушек рассматривается аналитиками скорее как достоинство. Опираясь на богатый опыт, компания способна трезво оценить ситуацию. Там понимают, что невозможно выдавать бестселлеры каждый день — и тем бережней обращаются с пернатым сокровищем, которое неожиданно оказалось в их руках. А значит брэнд Angry Birds будут холить и лелеять, и средствами инвесторов распорядятся правильно, готовясь к дню, когда истерия спадёт и придётся иметь дело с рутиной.

[ оригинал ]